Сегодня 17 июня 2021 года, четверг
June 10, 2021

Объясните, пожалуйста, каков порядок проведения профилактических мероприятий в сфере земельного надзора с июля 2021(в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ)

В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности Государственной Думой принят Федеральный закон  31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного надзора  и муниципального контроля.

Целью государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения землевладельцами обязательных требований, выявления нарушений земельного законодательства  и  их пресечения.

Новый закон вносит ряд изменений, в том числе в части проведения профилактических мероприятий:  в нем закреплен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным,  а также  содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности по количеству проведенных проверок, выявленных нарушений и привлечений к административной ответственности.

Перечень установленных Законом № 248-ФЗ профилактических мероприятий содержится в Главе 10  «Профилактические мероприятия» раздела IV «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований».

Глава 10. Профилактические мероприятия

Статья 44.  Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Данной статьей предусмотрено ежегодное утверждение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащей перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения.

Задача Программы состоит в том, чтобы стимулировать добросовестное соблюдение землевладельцами обязательных требований, создать условия для повышения их информированности, способствовать устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований.

Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, являются обязательными для проведения контрольным (надзорным) органом.

Статья 45. Виды профилактических мероприятий

Данной статьей предусмотрены следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Законом  № 248-ФЗ установлено, что профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Статья 46. Информирование 

Статьей установлен порядок информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, а также на прочих информационных порталах.

В частности, контрольным (надзорным) органом размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сведения о внесенных в них изменениях;

- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

 - утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

-  руководства по соблюдению обязательных требований;

-  программа профилактики рисков причинения вреда;

- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

- информация о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования, а также иные сведения,  предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 47. Обобщение правоприменительной практики

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

- обеспечение единообразного подхода к применению обязательных требований;

- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин и условий, способствующих возникновению нарушений;

- анализ случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- подготовка предложений об актуализации обязательных требований и предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада о правоприменительной практике  и обеспечивает его публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".

Статья 48. Меры стимулирования добросовестности

Для мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, то есть  меры стимулирования добросовестности.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от 1 года до 3 лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект.

Информация о применяемых контрольным (надзорным) органом мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядок и условия применения соответствующих мер, в том числе методики и критерии оценки добросовестности контролируемых лиц, размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".

Статья 49. Объявление предостережения

В части выдачи предостережений Законом  248-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.

Статья 50. Консультирование

Статьей предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Консультирование осуществляется без взимания платы посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Статья 51. Самообследование

Для добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований Законом 248-ФЗ предусмотрена самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование).

В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".

Статья 52. Профилактический визит

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

При проведении профилактического визита не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований.

Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Статья 53. Проверочные листы

В целях снижения рисков причинения вреда контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).

Проверочные листы подлежат применению инспектором при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступает в законную силу с 1 июля 2021 года.