Сегодня 15 августа 2022 года, понедельник
February 3, 2022

Какую ответственность несут граждане, претендующие на замещение должности государственной службы, а также лица, замещающие должности государственной службы, за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ   «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, на должности руководителей государственных учреждений, на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие вышеуказанные должности, обязаны представлять работодателю (нанимателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах).

Согласно Положению о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, граждане представляют данные сведения о доходах при поступлении на федеральную государственную службу, а федеральные государственные служащие – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Невыполнение гражданином или лицом, замещающим вышеуказанные должности, обязанности по предоставлению сведений о доходах, является правонарушением, влекущим освобождение гражданского служащего от замещаемой должности, а гражданин не может быть назначен на должность государственной службы.

Законодательством Российской Федерации установлена дисциплинарная ответственность за предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений независимо от причины (невнимательность при заполнении, забывчивость и прочее).

Приведу пример. При заполнении справки о доходах государственный служащий не указал доход, полученный от продажи легкового автомобиля, доход по предыдущему месту работы, а также неверно указал площадь принадлежащего ему земельного участка или жилого дома. При этом этими сведениями государственный служащий владел, но при заполнении справок указать о доходах забыл. Таким образом, во избежание нарушений требований антикоррупционного законодательства гражданскому служащему необходимо посмотреть первичные документы.

В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока подачи соответствующих сведений.

Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных и/или неполных сведений установлена Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными законами, регулирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий работников в целях противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 59.2 вышеуказанного закона, непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий влечет увольнение в связи с утратой доверия.

В случае несоблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, работодатель в соответствии со статьей 59.1 вышеуказанного закона может ограничиться замечанием, выговором или предупреждением о неполном должностном соответствии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2, учитывается характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Вышеперечисленные взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.